Сайфутдинов А.Ф., Нестеров Г.А.*, Бекетов О.Е., Ладошкин В.С.
Линас-Техно, Новосибирск, Россия
* - Linas Technology International Corporation, New York, USA
Нефть - это смесь разнообразных углеводородных
соединений. Нефть из различных скважин может значительно отличаться по химическому
и фракционному составу.
При оценке пригодности нефти для переработки на
НПУ с целью получения товарных нефтепродуктов необходимо учитывать свойства
нефти. Наиболее важными с практической точки зрения свойствами являются следующие:
Параметры 1-4 важны для получения товарного дизельного топлива. Параметры 3, 5, 6 важны для нормальной и длительной эксплуатации установки.
Плотность нефти зависит от соотношения количества
легкокипящих и тяжелых фракций. Как правило, в легкой нефти преобладают легкокипящие
компоненты (бензиновая и дизельная фракции).
Для того, чтобы получать на НПУ товарные топливные
фракции, необходимо использовать нефть с плотностью 0,78-0,85 кг/м3. Более тяжелые
нефти содержат меньшее количество светлых фракций и много парафинов, которые
ухудшают качество дизельного топлива.
Фракционный состав определяется при лабораторной
перегонке, в процессе которой при постепенно повышающейся температуре из нефти
отгоняют фракции, отличающиеся друг от друга пределами выкипания. Каждая из
фракций характеризуется температурами начала и конца кипения.
Фракции, выкипающие до 350°С, называют светлыми дистиллятами (фракциями). В
основном, при атмосферной перегонке получают следующие светлые дистилляты: бензиновая
фракция - до 180°С, дизельная фракция - 180-350°С. Фракция, выкипающая выше
350°С является остатком после отбора светлых дистиллятов и называется мазутом.
Наиболее предпочтительны для переработки на НПУ
нефти с содержанием светлых фракций не менее 60%. Нефти с меньшим содержанием
светлых содержат большое количество парафинов, которые ухудшают качество дизельного
топлива.
Если нефть содержит недостаточное количество светлых
фракций, ее переработка возможна при смешении с газовым конденсатом.
Сера и ее соединения являются постоянными составляющими
частями сырой нефти. Соединения серы токсичны, имеют неприятный запах, способствуют
отложению смол, в соединениях с водой вызывают интенсивную коррозию оборудования
НПУ и топливной арматуры двигателей. Особенно в этом отношении опасны сероводород
и меркаптаны. Кроме того, соединения серы в топливе приводят к загрязнению окружающей
среды.
При высоком содержании серы в нефти высока вероятность
получения дизельного топлива с недопустимо высоким содержанием серы. На больших
заводах такое топливо подвергают сложному процессу сероочистки. Однако на мини-НПЗ
такой процесс нерентабелен.
По ГОСТ 305-82 дизельное топливо делится на два
вида. Вид 1 содержит не более 0,2 % вес. серы. Вид 2 содержит не более 0,5 %
вес. серы.
В соответствии с технологической классификацией
нефти при содержании в ней не более 0,5 % серы (нефть первого класса) в дизельном
топливе должно содержаться не более 0,2 % серы. Это соответствует первому виду
дизельного топлива. В этом случае из нефти можно прямо на НПУ получать товарное
дизельное топливо с допустимым содержанием серы.
В соответствии с технологической классификацией
нефти при содержании в ней от 0,5 до 2,0 % серы (нефть второго класса) в дизельном
топливе будет содержаться не более 1,0 % серы. В этой ситуации возможны самые
различные варианты, так как сера может быть распределена по фракциям нефти очень
неоднородно. И только точный анализ может дать ответ на возможность получение
товарного дизельного топлива. Это в производственных условиях мини-НПЗ делать
довольно сложно.
Поэтому самым простым вариантом является разбавление
нефти с содержанием серы более 0,5 % газовым конденсатом и доведение содержания
серы в получаемой смеси до уровня 0,5 %. Как правило, газовый конденсат практически
не содержит серы и его добавление к нефти приводит к снижению общего содержания
серы.
Например, при содержании в нефти 1,2 % серы для
получения сырья с содержанием серы не более 0,5 %, на одну тонну нефти нужно
добавить 1,4 тонны газового конденсата.
Высокое содержание парафинов в нефти приводит
к их попаданию в дизельное топливо. Это приводит к ухудшению температуры помутнения
и застывания дизельного топлива. Также высокое содержание парафина приводит
к повышению температуры застывания мазута.
В соответствии с технологической классификацией
нефти при содержании в нефти парафинов не более 1,5 % (нефть 1 класса) гарантированно
получение качественного летнего и зимнего дизельного топлива. В этом случае
прямо на НПУ можно получать товарное дизельное топливо (летнее и зимнее).
При содержании в нефти парафинов от 1,5 до 6,0
% (нефть второго класса) становится маловероятным получение товарного зимнего
дизельного топлива. В этом случае возможны следующие варианты получения дизельного
топлива:
При большом содержании воды в нефти, поступающей
на НПУ, нарушается технологический режим работы, повышается давление в аппаратах,
начинаются микровзрывы, снижается производительность ректификационной колонны
и теплообменных аппаратов, а также расходуется дополнительное количество тепла
на подогрев нефти.
Негативное влияние содержания воды в нефти также
тесно связано с содержанием солей (особенно хлористых). При нагревании нефти
вода растворяет хлористые соли и это при высокой температуре приводит к образованию
хлористого водорода, который вызывает коррозию оборудования.
Вода в нефти может содержаться в чистом виде и
в составе эмульсий. Чистая вода может быть отделена от нефти путем отстаивания.
Водные эмульсии нефти являются чрезвычайно стойкими образованиями и могут быть
разрушены только с помощью специальных методов, например, при обработке на электродигидраторах.
Содержание воды в нефти, направляемой на НПУ,
должно быть минимальным. Исходя из нашего опыта, содержание воды в нефти не
должно превышать 0,1-0,5% вес.
Как было указано выше, присутствие в нефти солей,
особенно хлористых, и воды приводит в результате нагрева к сильной коррозии
оборудования НПУ. Поэтому содержание солей в нефти не должно превышать 5-20
мг/л. При более высоком содержании солей в нефти срок службы оборудования значительно
снижается.
Для снижения концентрации солей в нефти на промыслах
и на больших перерабатывающих заводах используют специальные процессы обессоливания
нефти.
Новосибирск, август, 2004
P.S. Обращаем также внимание на то, что после вступления в силу экологических требований технического регламента РФ, а затем и Таможенного Союза, производство автомобильных топлив на установках первичной перегонки стало невозможным. Для получения товарных автомобильных топлив необходимо дополнительно использовать процессы вторичной переработки.
ЗАО НПП Линас-Техно ©2004 |
ЗАО НПП "ЛИНАС-ТЕХНО" Новосибирск, ул. Тайгинская, 1 Почтовый адрес: 630027, Новосибирск, аб.ящ. 308 Телефоны: (3832) 74-29-61, 74-30-86 E-mail: linas@linas.ru http://www.linas.ru |
© 1999-2017 Линас